Четверг, 2025-07-24, 0:16 AM
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » My files

Значение фольклора в формировании нравственных качеств ребенка
2015-07-10, 1:10 PM

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветает всеми цветами радуги, закладываются предпосылки высоких человеческих начал.

Однако письменные источники были доступны не всем, и даже грамотные крестьяне не всегда имели в домах необходимые для целей воспитания и самовоспитания  православные книги.

Потребность в осмыслении христианского вероучения и приложении его принципов к практике семейного и общественного воспитания всегда была достаточно велика в русской крестьянской среде. Поэтому в русской народной традиции сформировался целый комплекс фольклорных произведений, способствовавших обеспечению нравственности в соответствии с христианским учением.

  Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Оно передает прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылицы, поговорки, басенки.


Сказка


Пословица


Что воспитывает


Репка


Там, где дружат – живут, не тужат.


4-я заповедь о труде.


Кот и Петух


Друг познается в беде


Милосердие


Колобок


Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.


Послушание


Волк и семеро козлят


Живи смирнее, будешь всем милее.


5-я заповедь о послушании родителям


Ворона и кувшин


Была бы охота, заладится любая работа


Трудолюбие

Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления, которую  можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народной мудрости. Не случайно слово “фольклор”, будучи английского происхождения, переводится буквально как “народная мудрость”.

Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

В процессе работы, обратила внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, часто выглядят искусственно, не востребуются в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Проведя анализ своей педагогической деятельности по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражается в играх, песнях, сказка. А это позволяет воспитывать у детей образцы и нормы поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В своей работе я использую следующие виды фольклора:

1.                Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

2.                Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

3.                Поговорки – именно в них скрыта духовная мудрость собранная поколениями («На Бога надейся, а сам не плошай» и др.)

4.                Сказки, которые забавляют, успокаивают, но требуют от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Виды деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

 Когда дети впервые приходят ко мне в группу, я сразу начинаю знакомить их с фольклором. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыша легче проснется, даст себя умыть, и сделать любые другие действия  в режимные моменты в детском саду.

Особенно много радости доставляют детям игры со сказочными персонажами. В группе имеется большой выбор кукол театра бибабо, персонажами которого являются: Маша из сказки, Зайка, Медведь, Курочка – ряба и др.                                              

В процессе работы по ознакомлению детей с фольклором у меня накопилось много практического материала: игры – презентации, дидактические игры, а так же предметы народно – прикладного творчества, что позволило создать в группе мини–музей народного творчества.  Музей представляет собой подобие русской избы, в которой главное место занимает «Красный угол».  

Большую роль я уделяю играм, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. В игре воспитанники обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению православных ценностей.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, я создала накопительную папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками». Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или узнавать при встречи. Таким образом, у нас появились совершенно новые игры о Пасхе: «Катание   яиц с горки», «Кто  больше   соберёт   Пасхальных  яиц», «Позвони  в   колокол»  и   др. Также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Для обыгрывания сюжетов воспитанники наперебой предлагают  потешки своих дедушек и бабушек и с удовольствием играют.

Всякое искусство питает душу человека – и живопись, и музыка, но первое, с чем встречается ребенок, - это поэзия устного народного творчества: игра, прибаутка, потешка, колыбельная песня, сказка и т. д.

Воспитание на фольклорной основе дает прекрасную возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества – уважительное и бережное отношение к своей культуре, любовь к родному краю, традициям духовной культуры

Как составная часть красоты, целый комплекс фольклорных произведений, способствующих обеспечению нравственного отношения в соответствии с христианским учением, народные произведения крупной и малой формы, призваны спасти мир. Спасти от грязи, прагматизма и стяжательства, которые пытаются возвести в добродетель. Только духовность и красота способны вывести людей к свету, к будущему!

 

 

 

 

 

Категория: My files | Добавил: Геннадьевна
Просмотров: 666 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar