Главная » Статьи » My articles |
Консультация для родителей «Игра – как средство развития речи»
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Для детишек до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки. Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х лет предложите ребенку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажер для ножек, по которому можно ходить; или сделать забавные застежки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки. Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой). Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них – мышление, речь, внимание и т.д. Для каждого возрастного этапа существуют разные по содержанию речевые игры. Их содержание определяется возрастными возможностями и способностями ребёнка. В ходе проведения таких игр необходимо придерживаться определённой структуры их проведения, чтобы сохранить логическую последовательность речевой деятельности. Особенность этой деятельности заключается и в том, что неоднократно возвращаться к выполнению предыдущих речевых упражнений, усложнять их. Если в процессе игры малыш с чем-то не справляется, помогите ему, поддержите, подскажите, никогда не ругайте! Ваша помощь окажет положительное влияние на формирование у него необходимых знаний и интереса к речевой и игровой деятельности.
Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи? Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки. Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей. Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях. Упражнение "Диалог" Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения. Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог: Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес? Ребенок: Кубик. Взрослый: Дай кубик. Что ты дал? Ребенок: Кубик. Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал? Ребенок: Кубик. Взрослый: Молодец! Игра "Что мы видим во дворе?" Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера? Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра? Упражнение "Назови действие" Ребёнок называет слова, обозначающие действия. Вам понадобится картинный материал и вопросы. Ребёнку задают вопросы: - Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит). Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает). Что делает щенок? Что делает птичка?
Развитие речи детей через игру, даёт прекрасный результат. Главное, сделать этот процесс интересным и привлекательным. Чтобы детские игры для развития речи приносили удовольствие вам обоим, и тогда от них будет немалая польза!
| |
Просмотров: 138 | |
Всего комментариев: 0 | |